Гарри Поттер и все-все-все.. В воскресенье, 31 июля, был день рождения мальчика-который-выжил. В честь этого события книжный магазин Додо и культ.центр ЗИЛ организовали лекции, посвященные ГП и школам.
Под катом краткие конспекты лекций для тех, кому это может быть интересно)
1) Не только Хогвартс Оф. информация: Не только Хогвартс: как устроены волшебные школы, академии и университеты Джоан Роулинг создала такую историю о волшебной школе, что, несмотря на трудности, смертельную опасность и дискриминацию, которым подвергались ученики Хогвартса, для многих читателей школа магии и колдовства стала символом недостижимой мечты. Но на многочисленные школы чародейства и волшебства можно смотреть не только как на выдуманные пространства для сказочных сюжетов, но и как на отражения реальных школ и университетов — их образовательных моделей, методов и традиций. Проектный метод обучения в Школе Мерлина в Кармартене, студенческие традиции кампуса в колледже Брейкбилс, научно-исследовательская работа в Незримом университете Анк-Морпорка и стереотипы о постсоветских вузах в Институте специальных технологий из романа Vita Nostra — обсуждаем с Ксенией Романенко, исследователем образования, аналитиком лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ. Ксения рассказывала о магических школах в литературе и подходах к обучению магии. А) магия – ремесло, которое передается от мастера к подмастерью Ученик чародея, Ведьмовство Терри Пратчетта Б) магия – элитарное искусство, доступное избранным по разным критериям; обучение в школе-коллежде-универе Школа в Кармартене, Анны Коростелевой (о хороших людях, которым хорошо)), в противоположность ей - Vita nostra, Марины и Сергея Дяченко (учат в жутких условиях вопреки желанию студентов, непонятно чему и зачем, ради высшей цели неизвестной студентам) читать дальшеКолледж Брейкбиллс, Льва Гроссмана (о том, что если вам не пришло письмо из Хогвартса, то мб и к лучшему; занятие магией – жестокое и жесткое дело; рассматривает, кто достигнет большего успеха – учащийся в условно-идеальных условиях или тот, кто занимается самообразованием) Незримый Университет, Терри Пратчетта (поступают те, кто видит восьмой цвет – цвет волшебства) Еще книги о магических образовательных учреждениях: Год грифона и Ведьмина неделя, Диана Уинн Джонс Волшебник Земноморья, Урсулы Ле Гуин Слушатели вспомнили еще: Академия пана Кляксы, Яна Бжехвы (поступают только те мальчики, чье имя начинается на А) Экслибриум - комиксы Бабл (Библиотека – как место обучения) Часодеи, Натальи Щербы // мы с Катей еще вспомнили Таню Гроттер и Мефодия Буслаева, Дмитрия Емеца, и Порри Гаттера Жвалевского и Мытько, но говорить вслух не стали а еще есть «Высшее образование для сироты» Марии Вересень про девочку, отправленную в школу для нечести// У Университета есть 3 функции: Образование (ее русские универы воплощают) Наука (у нас разделили универы и НИИ – отсюда проблемы) Социальная (проекты на благо общества или для бизнеса и т.п.; у нас почти не развиты)
2) Архетипы в ГП Оф. информация: Гарри Поттер и его тень. Скрытые и явные архетипы Лекция Марии Штейнман, кандидата филологических наук, доцента кафедры теории и практики общественных связей, заместителя декана Факультета истории, политологии и права РГГУ. «Гарри Поттер» — не книга, а художественная иллюстрация общекультурных архетипов. Сага находится внутри литературной традиции и опирается, в числе прочего, на «Хроники Нарнии» — любимую книгу Роулинг. Попробуем посмотреть на персонажей, сюжет и пространство с точки зрения архетипических моделей — и поищем тайных «теневых двойников» героев. Фигура Тени, по Юнгу, персонифицирует собой все, что субъект не признает в себе и что все-таки снова и снова всплывает в его сознании. Кроме того, коснемся продолжения саги — пьесы «Гарри Поттер и проклятое дитя», которая выйдет в свет 30-31 июля. Проанализируем, что нового сообщает нам ее сюжет о мире и о демиурге. Внимание, спойлеры! Архетип – это 1) матрица, сюжетная единица, шифр, который мы должны знать для понимания текста 2) когнитивный образец (по Юнгу), ключ к пониманию текста Архетип не только направляет внимание читателя, но и руку автора, т.е. благодаря архетипу начинает работать внутренняя логика текста (герои сами диктуют свои поступки часто на удивление автора) Фанфикшн - поддержка книги, продолжение сюжета. Он не дает угаснуть интересу к тексту у поклонников. Роулинг изначально планировала спорить с авторами фиков, но поняла, что подобное взаимодействие поддерживает интерес, и не стала. читать дальшеЧасти личности по Юнгу: 1. Эго - побуждает нас к чему-либо, это то, с чем мы себя ассоциируем 2. Личное-бессознательное / Тень (подсознание) – ее нельзя бояться, изгонять и отрицать (это не работает)) 3. Коллективное-бессознательное - архетипы 4. Персона или маска - ожидания социума (все внешние ожидания: ты должна выйти замуж до…, ты должен работать, ты должен быть, ты должна не быть) 5. Анима (для мальчика) или Анимус (для девочки) – противоположность, феминное или маскулинное бессознательное. /Снейп - его анима Лили (образ возмлюбленной) Для ГП - анима тоже Лили (но образ матери)/ 6. Самость – внутренний стержень, о котором мы редко думаем, но он помогает выстоять в сложных ситуациях. Внутреннее сосредоточие. Индивидуализация - образование личности, взросление и поиск своей самости. ГП постепенно находит Самость на протяжении всех книг (все остальное у него и так есть) // Джозеф Кэмпбелл «Герой с тысячью лиц» (в том числе явился вдохновителем «Звездных войн») исследовал миф о герое. Этапы развития истории о герое: - Зов к странствию ( в мире ГП - сова) - Отрицание зова (Дурсли запрещают думать про магию) - Сверхъестественное покровительство (явление Хагрида) - Преодоление первого порога (Косой переулок, платформа 9 и 3/4) /есть психологические и литературные архетипы – например порталы / Уэлс «Маленькая зеленая дверь в стене»/ Порталы в ГП - портреты, кубок, шкаф, камины и т.п. Попадание в Хогвартс на лодке – архетип перехода из одного мира в другой / Поезд появляются - фильм «Мертвец» (Джонни Депп, реж. Джармуш), Желтая стрела Пелевина, Макс Фрай тоже часто упоминает поезда, Полярный экспресс, Хроники Нарнии, Чарльз Уильямс «Канун дня всех святых» ( его читать можно только тем, у кого адекватная психика и хороший культурный бэкграунд) ! Разговор ГП и Дамблдора - ГП в состоянии клинической смерти, в поезде // - Инициация (Распределительная Шляпа) - Встреча с богиней (мб Макгонагол) - Примирение с отцом (?) - Апофеоз и вознаграждение, воцарение (победа над врагами) / так же см. Пропп Морфология сказки (сюжеты) - деление героев и тп // Антагонисты и протагонисты: Странный любовный треугольник: Снейп – Джеймс – Лили, но Джеймса и Лили сейчас нет. Снейп конкурирует с Джеймсом за Лили, но они оба в Гарри. Умирая Снейп смотрит в глаза своей возлюбленной, Лили (но они на лице ГП) Снейп - заменитель отца для ГП и в то же время его двойник. Еще один двойник: Нэвилл - родился в тот же день, что ГП. Он ослабленная проекция, он пытается сравняться с ГП (но у него нет ни такой популярности, ни сил); его родители в бедламе (почти = мертвы). В финале выясняется, что Пророчество относилось к 2м мальчикам (ГП и Нэвилл) Нэвилл совершает подвиг (уничтожение крестража-змеи). Так он смог сравняться в героизме хотя бы с уровнем Гермионы и Рона. Полукровки - ГП, Снейп, Воландеморт - схожие этапы (все они без родителей, их единственный дом - Хогвартс) Души Воландеморт цепляется за материальное бессмертие (крестражи - расщепленная душа) Идея расщепления души – есть в иудаизме - грех расщепляет душу (Адам согрешил и его душа расщепилась) Воландеморт делает это нарочно, но не понимает, что один из них в ГП. Без одного другой не умрет и не будет жить. Воландеморт не понимает, что делает, плывет по течению А ГП выбирает, на которую сторону встать (узнав про свою темную сторону в Ордене Феникса) Надпись на могиле Лили совпадает с девизом Пожирателей смерти – это отрывок из Нового Завета, 1е послание к коринфянам Надпись на могиле Дамблдора – от туда же, смысл в том, что не нужно держаться за материальное в жизни. Перед последним ударом в финальной битве ГП дает Воландеморту шанс собрать душу (попытаться пожалеть о содеянном). Это характеризует ГП. Победа ГП - момент осознания себя, нахождения своей Самости.
Пьеса о проклятом ребенке / спойлеры ! ее писала не Роулинг Все замечательно (режиссура, игра актеров) кроме сюжета, он слишком упрощен. дальше спойлеры У ГП все было в порядке с предыдущими детьми (в конце 7й книги), а с младшим сыном (в пьесе) - внезапно проблемы. Тут главный конфликт. Дети ГП и Драко Малфоя - дружат. / Кто внимательно читал, тот видел, что Белатрисса неравнодушна к Воландеморту. В 7й книге после возвращения с вокзала (клиническая смерть ГП) Б. говорит с В. голосом «которым говорят с любовником»/ в пьесе появляется антагонист – девушка, дочь Б и В., «плод греховной страсти» (произносится с патетическим завыванием!»)), которая пытается вернуть старые времена используя мальчиков. Отцы - Поттер, Малфой и Уизли кидаются их спасать... В финале все мирятся... // Чем меньше человек знает о себе, тем вероятнее человек испугается своей тени. В панику впадает Эго, а выбор делает Самость. Тень - то, что мы в себе отрицаем // Нет идеально хороших и идеально плохих людей, которые говорят о себе «Я плохой! Ах-ха-ха!» (так делает только Саурон у Спилберга)) В сети можно найти ее лекции по литературе, в том числе про архетипы в ГП, но мне понравилась эта: